ГАЙД “Интервью”
1. ПОДГОТОВКА
  • Определение темы
    В рамках задания тема уже задана:
    «Встречи учителя и ученика, меняющие жизнь».

    Вопросы, которые стоит держать в фокусе:
    • Когда такие встречи возможны?
    • Какое значение они имеют для современного образования?
    • Что нужно делать сегодня, чтобы детские сады, школы и вузы развивали личность?
  • Составление списка вопросов
    Стройте вопросы по модели «воронки»:
    1. Широкие открывающие вопросы
    Цель: обозначить тему и помочь собеседнику включиться.
    2. Уточняющие и исследовательские вопросы
    Цель: углубиться в нюансы, причины и последствия.
    3. Глубинные, провокационные вопросы
    Цель: вывести на размышления, обсуждение дилемм и будущего.
    4. Закрывающие, перспективные вопросы
    Цель: подвести итог и завершить беседу на вдохновляющей ноте.
    Используйте открытые вопросы, например:
    ❌ «Вам было страшно?»
    ✔ «Что Вы чувствовали в тот момент?»

    Старайтесь задавать вопросы-истории, побуждая собеседника делиться личным опытом.

    Для задания Большой игры первым должен быть именно вопрос-история.
    Попросите рассказать о личном переживании из школьной жизни, которое повлияло на личность.
    Допустимо начать с собственной истории.
  • Примеры разных типов вопросов
    (вам нужно придумать свои, примеры приведены для ориентира)

    О прошлом, настоящем и будущем
    • «Как эволюционировала эта идея за последние 10 лет?»
    • «Что является главным драйвером роста сейчас?»
    • «Как, по-вашему, изменится ситуация через 5 лет?»

    О проблемах и решениях
    • «Какой самый большой барьер на пути…?»
    • «Какие пути решения Вы видите?»

    О сравнении и аналогиях
    • «Чем подход А отличается от подхода Б?»
    • «На что похожа эта идея? В чём отличие?»

    Гипотетические «что, если…?»
    • «Что, если бы […] исчезло?»
    • «Что бы Вы сделали, имея неограниченные ресурсы?»

    О дилеммах и противоречиях
    • «Где проходит грань между […] и […]?»
    • «Какой выбор в этой теме самый сложный?»
  • План «Б»
    Продумайте, что делать если:
    • собеседник мало говорит → задавайте уточняющие вопросы, просите привести примеры;
    • собеседник уходит в философию → мягко возвращайте к теме или прерывайте вежливо.
  • Подготовка технической части
    • Выучите вопросы, чтобы слушать максимально внимательно.
    • Прорепетируйте, чтобы чувствовать себя уверенно.
    • Определите формат фиксации: видео, диктофон, заметки.
    Рекомендуется диктофон (в любом телефоне).

    Заранее проверьте свободную память и протестируйте функцию записи.

    • Обязательно предупредите о записи заранее — ещё на этапе согласования интервью.
2.ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
  • Начало разговора
    Первые 2–3 минуты — священные.
    Не включайте запись сразу. Поговорите о нейтральном, установите доверие.
    Только потом переходите к вопросам.
  • Активное слушание
    • поддерживайте зрительный контакт;
    • кивайте;
    • используйте небольшие слова-подтверждения: «понимаю», «интересно», «да, так…».
    Сохраняйте открытую позу, не скрещивайте руки.
  • Гибкость
    Если собеседник сказал что-то ценное — следуйте за этим:
    «Это невероятно. А что было дальше?»

    Используйте молчание:
    Пауза 2–3 секунды после ответа помогает собеседнику раскрыться глубже.

    Не бойтесь уточнять:
    • «Кажется, я не до конца понял(а). Расскажите, пожалуйста, подробнее…»
  • Управление диалогом
    Если уходят от ответа:
    «Понимаю, что вопрос непростой. Может, посмотрим на него под другим углом?»

    Если говорят слишком много:
    «Это важный момент, обязательно к нему вернёмся,
    но сначала хочу уточнить то, что Вы сказали ранее…».

    Ваша задача — соблюдать тайминг и держать фокус темы.
    • В конце обязательно поблагодарите собеседника.
3.ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ
(ЗАДАНИЕ БОЛЬШОЙ ИГРЫ)
  • Прослушивание записи
    Прослушайте запись в тот же день или на следующий, пока впечатления свежи.
    Выберите самую ценную часть, наиболее раскрывающую тему.
  • Подготовка транскрипта
    Транскрипт — это дословный текст, включая повторы, междометия, особенности речи.

    Структура:
    Вопрос:
    Интервьюируемый:
  • Анализ
    Опишите:
    • на какие выводы и размышления тебя подтолкнуло интервью
    • помогло ли это интервью увидеть что-то важное в собственной педагогической деятельности и улучшить ее, поменять в своих взглядах на вопросы образования


Удачного интервью!