ГАЙД “Интервью с ребёнком”
1. ПОДГОТОВКА
  • Согласие
    Получить согласие у родителей/законных представителей ребенка. Объясните им цель интервью, как и где будут использованы его материалы.

    Получить согласие ребенка. Не заставляем, а заинтересовываем! И до ребенка важно донести, что он может в любой момент сказать «стоп» или отказаться отвечать на вопрос.
  • Выбор места
    Знакомое и безопасное для ребенка. Например, его комната, игровая, класс.
  • Составление списка вопросов
    Необходимо продумать вопросы, которые помогут Вам раскрыть тему задания Большой игры имени Льва Выготского: «Встречи учителя и ученика, меняющие жизнь».
    Вопросы должны быть понятны, интересны ребенку и соответствовать его возрасту.

    🎤 1. Какие вопросы стоит включить

    Открытые вопросы
    Позволяют ребёнку рассказывать свободно, не ограничиваясь «да» или «нет».
    • «Тебе понравился спектакль?»
    • «Расскажи, что было самого интересного в том спектакле?»

    Конкретные вопросы
    Помогают перейти от общего к более детальному.
    • «Как тебе школа?»
    • «Что ты делал сегодня на уроке рисования? С кем ты сидишь за одной партой?»

    Уточняющие вопросы
    Нужны, если ребёнок отвечает коротко: «нормально», «круто».
    • «А что для тебя значит нормально
    • «Почему это было круто?»

    🎒 2. Фокус на опыте и эмоциях
    Дети охотно рассказывают о конкретных ситуациях, своих действиях, чувствах и впечатлениях.
    Важно спрашивать так, чтобы ребёнок мог вспомнить живой эпизод.

    🚫 3. Избегайте внушающих и наводящих вопросов
    Нежелательно: «Тебе ведь было очень страшно?»
    Лучше: «Что ты почувствовал в тот момент?»

    🧵 4. Особенность заданий Большой игры
    Первый вопрос должен быть вопросом-историей.
    Попросите ребёнка рассказать о личном переживании из жизни в школе или детском саду, которое:
    • повлияло на его личность,
    • оставило сильное впечатление,
    • запомнилось.
    Допустимо начать со своей собственной истории, чтобы помочь ребёнку раскрыться.
  • Подготовка технической части
    • Выучите вопросы, чтобы слушать максимально внимательно.
    • Определите формат фиксации: видео, диктофон, заметки.
    Рекомендуется диктофон (в любом телефоне).

    Заранее проверьте свободную память и протестируйте функцию записи.
2.ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
  • Установите контакт и создайте приятную атмосферу
    Начните с лёгкой, нейтральной темы: игрушки, мультики, хобби.
    Не используйте формальный «стол переговоров».
    Общайтесь:
    • сидя на подушках на полу,
    • или во время прогулки.
  • Давайте ребёнку время
    • Не торопите — позвольте подумать.
    • Не задавайте несколько вопросов подряд.
  • Активно слушайте
    • поддерживайте зрительный контакт;
    • кивайте;
    • используйте маленькие подтверждающие слова:
    «понимаю», «интересно», «да, так…».
  • Подключите игру и творчество
    Используйте рисунки, игрушки или предметы вокруг, чтобы проиллюстрировать вопросы.
    Беседа должна быть интересна ребёнку не меньше, чем вам.
  • Проявляйте уважение и искренний интерес
    Используйте рисунки, игрушки или предметы вокруг, чтобы проиллюстрировать вопросы.
    Беседа должна быть интересна ребёнку не меньше, чем вам.
  • Наблюдайте за состоянием ребёнка
    Если он начинает:
    • ёрзать,
    • смотреть в сторону,
    • зевать,
    значит он устал.
    Сделайте перерыв или завершите интервью.
  • Завершите интервью позитивно
    • Поблагодарите ребёнка.
    • Важно, чтобы у него остались хорошие впечатления от общения!
  • Следите за таймингом интервью
    Продолжительность интервью:
    • дошкольники — до 15 минут,
    • младшие школьники — до 30 минут.
  • Используйте понятный язык
    • Формулируйте вопросы на уровне, понятном ребёнку.
    • Избегайте абстракций и сложных терминов.
3.ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ
(ЗАДАНИЕ БОЛЬШОЙ ИГРЫ)
  • Прослушивание записи
    Прослушайте запись в тот же день или на следующий, пока впечатления свежи.
    Выберите самую ценную часть, наиболее раскрывающую тему.
  • Подготовка транскрипта
    Транскрипт — это дословный текст, включая повторы, междометия, особенности речи.

    Структура:
    Вопрос:
    Интервьюируемый:
  • Анализ
    Опишите:
    • на какие выводы и размышления тебя подтолкнуло интервью
    • помогло ли это интервью увидеть что-то важное в собственной педагогической деятельности и улучшить ее, поменять в своих взглядах на вопросы образования


Удачного интервью!