Получить согласие у родителей/законных представителей ребенка. Объясните им цель интервью, как и где будут использованы его материалы.
Получить согласие ребенка. Не заставляем, а заинтересовываем! И до ребенка важно донести, что он может в любой момент сказать «стоп» или отказаться отвечать на вопрос.
Выбор места
Знакомое и безопасное для ребенка. Например, его комната, игровая, класс.
Составление списка вопросов
Необходимо продумать вопросы, которые помогут Вам раскрыть тему задания Большой игры имени Льва Выготского: «Встречи учителя и ученика, меняющие жизнь». Вопросы должны быть понятны, интересны ребенку и соответствовать его возрасту.
🎤 1. Какие вопросы стоит включить Открытые вопросы Позволяют ребёнку рассказывать свободно, не ограничиваясь «да» или «нет».
«Тебе понравился спектакль?»
«Расскажи, что было самого интересного в том спектакле?»
Конкретные вопросы Помогают перейти от общего к более детальному.
«Как тебе школа?»
«Что ты делал сегодня на уроке рисования? С кем ты сидишь за одной партой?»
Уточняющие вопросы Нужны, если ребёнок отвечает коротко: «нормально», «круто».
«А что для тебя значит нормально?»
«Почему это было круто?»
🎒 2. Фокус на опыте и эмоциях Дети охотно рассказывают о конкретных ситуациях, своих действиях, чувствах и впечатлениях. Важно спрашивать так, чтобы ребёнок мог вспомнить живой эпизод.
🚫 3. Избегайте внушающих и наводящих вопросов Нежелательно: «Тебе ведь было очень страшно?» Лучше: «Что ты почувствовал в тот момент?»
🧵 4. Особенность заданий Большой игры Первый вопрос должен быть вопросом-историей. Попросите ребёнка рассказать о личном переживании из жизни в школе или детском саду, которое:
повлияло на его личность,
оставило сильное впечатление,
запомнилось.
Допустимо начать со своей собственной истории, чтобы помочь ребёнку раскрыться.
Подготовка технической части
Выучите вопросы, чтобы слушать максимально внимательно.
Заранее проверьте свободную память и протестируйте функцию записи.
2.ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕРВЬЮ
Установите контакт и создайте приятную атмосферу
Начните с лёгкой, нейтральной темы: игрушки, мультики, хобби. Не используйте формальный «стол переговоров». Общайтесь:
сидя на подушках на полу,
или во время прогулки.
Давайте ребёнку время
Не торопите — позвольте подумать.
Не задавайте несколько вопросов подряд.
Активно слушайте
поддерживайте зрительный контакт;
кивайте;
используйте маленькие подтверждающие слова:
«понимаю», «интересно», «да, так…».
Подключите игру и творчество
Используйте рисунки, игрушки или предметы вокруг, чтобы проиллюстрировать вопросы. Беседа должна быть интересна ребёнку не меньше, чем вам.
Проявляйте уважение и искренний интерес
Используйте рисунки, игрушки или предметы вокруг, чтобы проиллюстрировать вопросы. Беседа должна быть интересна ребёнку не меньше, чем вам.
Наблюдайте за состоянием ребёнка
Если он начинает:
ёрзать,
смотреть в сторону,
зевать,
значит он устал. Сделайте перерыв или завершите интервью.
Завершите интервью позитивно
Поблагодарите ребёнка.
Важно, чтобы у него остались хорошие впечатления от общения!
Следите за таймингом интервью
Продолжительность интервью:
дошкольники — до 15 минут,
младшие школьники — до 30 минут.
Используйте понятный язык
Формулируйте вопросы на уровне, понятном ребёнку.
Избегайте абстракций и сложных терминов.
3.ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ ИНТЕРВЬЮ (ЗАДАНИЕ БОЛЬШОЙ ИГРЫ)
Прослушивание записи
Прослушайте запись в тот же день или на следующий, пока впечатления свежи. Выберите самую ценную часть, наиболее раскрывающую тему.
Подготовка транскрипта
Транскрипт — это дословный текст, включая повторы, междометия, особенности речи.
Структура: Вопрос: … Интервьюируемый: …
Анализ
Опишите:
на какие выводы и размышления тебя подтолкнуло интервью
помогло ли это интервью увидеть что-то важное в собственной педагогической деятельности и улучшить ее, поменять в своих взглядах на вопросы образования